История школы «Дорога длинною в 100 лет»

История школы «Дорога длинною в 100 лет»

1.Этапы развития школы микрорайона Низки

г. Невинномысска

1.1.Период создания Южного казачьего училища

По мере развития южных областей Российской империи росло и население поселка Низки. К1905 г. насчитывалось до 36 дворов. Грамотных людей было мало. Самыми грамотными были те, которые имели 4 — 5 классов образования. Школа была далеко, и далеко не все могли ее посещать [это была школа № 5, отметившая своё 100 летие]. Но жизнь требовала все больше грамотных людей. Развивалась техника, появлялось все больше машин, нужны были люди, которые могли бы разбираться в ней. И тогда, станичным советом было решено открыть два училища для казачьих детей: одно Северное, а другое Южное в районе Низков. Станичный совет во главе с атаманом Поповым наняли работников. Более подходящим местом для застройки оказался земельный участок зажиточного казака Поправкина В. И. Началось  строительство, материал подвозили на быках и лошадях. Работа шла вручную. Школа построена была в 1913 году. Двор обнесен изгородью, посажен сад, вырубленный впоследствии немецкими оккупантами. Здание школы состояло из трёх классных комнат. В 1913 году состоялось открытие Южного казачьего двухклассного училища. В первый класс пришло 30 ребят. Их приняла первая учительница Александра Иосифовна Корякина.

Вспоминает первая ученица школы Чернолихова Н. И.: «Записали нас в станичное училище, там дали книги, тетради, карандаши и ручку. Все ученики были рады, все просились у родителей в школу». Родители Нины жили бедно, но в школу они её отпустили. Когда она училась во 2 классе, им сказали, что их будут фотографировать. Не все могли позволить себе купить фотографию. Нине учительница дала карточку бесплатно, так как она училась хорошо. В школе учили математику, русский язык, историю, географию. Учитель пения Голпекин. А И отличался  требовательностью, часто применял телесные наказания. Учил нотам, пели под его аккомпонимент на скрипке. В школу ходили в форме, девочки — коричневое платье, белый фартук или белый воротник. Мальчики носили форму казака (черкеску, шапку, кинжал). Два раза в неделю была гимнастика, на уроках шла военная подготовка. Преподавателем  был фельдфебель. Особенно запомнился фельдфебель Перфилов П. В. В конце учебного года ходили в поход, где проходили смотры боевой выучки.   Они проходили на горе. На смотры шли в полной боевой готовности, в сопровождении кухни, под надзором атамана. Каждый ученик должен был носить погоны. После военных игр, соревнований устраивали ужин, и атаман выдавал всем по кульку конфет. Девочки на уроки гимнастики не ходили в это время они учились рукоделию: вязанию и вышиванию.

1.2. Годы становления советской школы на базе бывшего училища.

     История нашего микрорайона Низки тесно связана с историей нашей страны. В период коллективизации на территории поселка создается колхоз имени ‘Девятого января’. Одним из первых председателей был  рабочий «двадцатипятысячник».Колхозники занимались животноводством: коневодством, свиноводством, большое внимание уделяли растениеводству. Имели определенные достижения; со своим выращенным урожаем выпускница школы Аверина Екатерина Матвеевна была приглашена на выставку народных достижений [ВДНХ] в город Москву. Она и сегодня проживает в нашем микрорайоне Низки  Аверина Екатерина Матвеевна родилась 4 ноября 1920 года. Окончив семилетнюю школу на Низках (бывшее Южное казачье училище), Аверина Е М (в девичестве Несмашная) работала звеньевой в свиноводческой бригаде. В шестнадцать лет стала трактористкой. С 1943 по 1950 год работала в колхозе “Родина” звеньевой огороднической бригады, и станичники достойно оценили труд Екатерины Матвеевны: в феврале 1956 года ее избирают депутатом Невинномысского Совета, в марте 1967 года, а затем в марте 1969 года — депутатом Кочубеевского районного Совета. Работая в колхозе имени «И В Сталина», в 1954 году становится участницей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, за участие в которой была награждена бронзовой медалью. На сегодняшний день у нее имеются разные награды, среди них хотелось бы отметить медаль «Ветеран труда» от 11. 03. 1979 года, Орден Трудового Красного Знамени от 06. 09. 1973 года, медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны» и некоторые другие награды.

1.3. Школа в годы Великой Отечественной Войны и в первые послевоенные годы.

В один момент мирный  труд казаков был нарушен гулом самолётов фашистской  армии. Началась Великая Отечественная война. Провожали казачьи семьи на бой с ненавистным врагом своих кормильцев. Колхоз срочно начал угонять скот в горы, чтобы он не достался врагу.   Аверина Е М рассказала, что в ее огороде гитлеровцы ставили свои машины, а в школе у них была конюшня.        Помнят старожилы бой за наш город. Анна Васильевна Бульбина помнит о том, как однажды январским днём забежал к ней молодой солдат попить воды, и сразила его пуля во дворе этой женщины. Анна Васильевна вместе с соседкой хоронила парня у себя в огороде. Во время войны на свиноферме, вспоминает Екатерина Матвеевна, помогали ребятишки, учащиеся нашей школы, помогали они и на огороде, и в саду. Сразу после освобождения станицы, в том числе и Низков, дети вновь стали помогать колхозникам. За это с ними расплачивались мукой и маслом, вспоминает Литвинова Анна Люфимовна и Барышевская Екатерина. Продукты делили на всех детей поровну. Вспоминает учительница военной поры – Стулова Мария Васильевна:  даже в период оккупации, когда в школе немцы устроили свою конюшню, занятия в  школе не прекращались.Но ребята шли сюда не только (а возможно и не столько) за знаниями, сколько для того, чтобы погреться у печки да попить горячей воды. Вспоминают Валентин Саидович Оглы и его сестра Зинаида Саидовна Абасова (в девичестве — Оглы), сразу после  освобождения станицы вновь стали работать школы. Все, кто на тот момент находился на Низках из учащихся, собрались в здании школы. Пришлось буквально выгребать навоз из здания, белить стены и потолки, выветривать классы, чтобы избавиться от «конского духа». Дрова, щепки, хворост собирали все вместе (порой в этом участвовали и взрослые) для школьной печки, которая стала местом обитания для многих, так как родители почти всех ребятишек (в основном, матери и бабушки) в это время были заняты на полевых или иных работах в колхозе. Здесь порой готовили и кашу — размазню, и жиденький супчик на крапиве и других травах — вспоминает ученица школы 1943 — 1945 годов Далова Мария Петровна, «а вообще-то в военные годы не столько об учебе думали, сколько о том, как бы выжить…” В январе 1943 года войска Северо-Кавказского фронта освободили станицу от немецко-фашистских захватчиков. В боях за освобождение станицы погибли многие советские воины. На местах боев и массовых братских могил сегодня стоят памятники. Один из них расположен на территории нашего микрорайона рядом со зданием школы. Сюда были перенесены останки советских воинов, павших в боях за освобождение нашего поселка, в 1965 году. Над братской могилой был воздвигнут памятник, на котором изображен солдат с преклоненным знаменем, отдающий последнюю почесть павшим героям. На пьедестале были выбиты слова: «Cлава павшим героям», сегодня на пьедестале — слова: «Вечная слава павшим в боях за освобождение города Невинномысска в январе 1943 года», а на боковой стороне: «Здесь покоятся воины 84-й отдельной морской стрелковой бригады 11-го стрелкового корпуса 9-й армии, геройски павшие в боях при освобождении г.Невинномысска от немецко-фашистских захватчиков 20 января 1943 года…», далее перечислены имена павших. Прогремели залпы победного салюта. Вернулись домой солдаты: Аверин  В.А., Вишнякова Н.Н., Шуликов Н.И., Чернолихов П.Н., Братков С.А. и многие другие. Но многих так и не дождались в семьях…  В. С. Оглы вспоминает, что с 1948 по 1950-1952 года школа стала начальной (по всей вероятности, это связано с тем, что в годы войны резко упала численность населения в поселке). В начале 50-х годов (с ростом населения в микрорайоне) школа вновь становится семилетней. Растет станица, вместе с ней растет и поселок, появляются новые улицы: Казачья, Хопёрская, Торговая, Трудовая, Школьная и т.д.. Названия улиц говорят  о том, что в посёлке живут казаки. Первой улицей, которая была заасфальтирована, стала  улица Трудовая. В начале 60 — х годов школа становится восьмилетней неполной средней школой. В эти годы в стране начинается “ борьба за здоровую экологию”. Так в мае 1961 года, на основе Постановления Верховного Совета СССР, Ставропольский краевой Совет депутатов трудящихся принимает Положение о “Зеленом патруле”. На его основе было принято соответствующее Положение и в нашей школе, а в соответствии с ним – организован и сам “Зеленый патруль”. Учащиеся школы, являвшиеся членами “Зеленого патруля”, охраняли зеленое богатство нашей Малой Родины. Они останавливали хулиганов, ломающих зеленые насаждения, высаживали саженцы, ухаживали за ними. Каждому члену “Зеленого патруля” Советом дружины присваивалось звание дозорного, выдавалось соответствующее удостоверение, на правой руке дозорные носили зеленую повязку. Тогда же, в начале 60-х годов, создаются и “Голубой патруль” для охраны наших водоемов. Члены этого общества должны были следить за чистотой водоемов, вести работу по озеленению и укреплению берегов, спасать мальков, помогать работникам “Рыбнадзора” выявлять нарушителей правил рыбной ловли. Все члены патруля носили повязки голубого цвета с двумя белыми волнистыми линиями. Итоги работы этих патрулей рассматривались в конце учебного года на школьном Совете, на собраниях первичных организаций и т.  4 марта 1965 года на основании Постановления Верховного Совета СССР и директивы Генерального Штаба Советской Армии повсеместно начинается работа по восстановлению имен погибших, а так же по перезахоронению останков павших в годы Великой Отечественной войны. В этот период Лямиц А.Ф. (бывший летчик, командир эскадрильи, демобилизовавшийся в 1949 году) вместе со своими друзьями оформляет Зал Боевой Славы при горвоенкомате. А в школе в это время организовывается исторический кружок  “Поиск”, позже переименованный в  “Красные следопыты”. Члены кружка начинают собирать материал о боях на территории нашего микрорайона, в частности, опрашивают оставшихся в живых очевидцев тех событий    , выясняют, где захоронены погибшие бойцы, ведут переписку с участниками боев, военкоматами, родными погибших и т. д. Как уже рассказывалось ранее, в 1968 году останки погибших на территории поселка Низки при освобождении нашей станицы воинов были перенесены на площадь перед нашей школой, а над их могилой возведен памятник. В этом перезахоронении принимал участие и Лямиц А.Ф. …А микрорайон продолжал расти вместе с ростом города.

1.4.Современная школа (1972 — 2010).

По мере роста микрорайона становится очевидной необходимость расширения нашей школы, так как прежняя уже не удовлетворяла растущие потребности. В конце 60-х годов принимается решение о расширении школы за счет строительства нового корпуса. Был разработан проект нового здания школы, начинается его строительство, которое было завершено в 1972 году. 1 сентября 1972 года новый светлый трехэтажный корпус распахнул свои двери перед ребятами. На территории микрорайона построили детскую больницу Радужная, Береговая, переулок Центральный — радовали глаз своими новостройками. Современная школа состоит из двух зданий: одно старое, другое новое. Перед входом — школьный двор, на территории которого разбиты цветочные клумбы и много больших деревьев, площадка двора покрыта асфальтом. Напротив школы стоит памятник «Неизвестному солдату». На День Победы мы возлагаем цветы и венки к памятнику. Приезжают из организаций и возлагают венки их представители. В старой части здания школы находятся библиотека и кабинет технологии, некоторые учебные кабинеты. Однако абсолютное большинство    учебных кабинетов расположено в новом корпусе. На втором этаже нового здания есть большой спортивный зал. А на первом этаже — столовая. В этом здании находится  кабинет директора, учительская, раздевалка. У нас в школе есть: факультативные занятия по математике, физике, биологии и другим предметам, секция футбола, волейбола. В школе есть музей, в котором нашли свое отражение и возрождение казачества, и история нашего поселка, нашей школы, и освобождение нашего города от немецко-фашистских захватчиков. В нашей школе проводятся интеллектуальные марафоны, предметные недели, школьные олимпиады,  вечера (в том числе, и предметные), вечера встреч выпускников, дискотеки для учащихся и т. д. 27-28 марта 1997 года на базе нашей школы прошел Краевой семинар по вопросам возрождения казачества под названием “Патриотическое воспитание на традициях Ставропольского казачества”. Иначе говоря, современная жизнь нашей школы очень разнообразна, насыщенна. В нашей школе работают замечательные учителя, учатся прекрасные ученики. За годы существования полной средней школы, начиная с 1974 года, после того, как она в 1972 году получила статус десятилетки, школа выросла  не только количественно в отношении учащихся  и учителей; изменилось и качество самого образовательного процесса в школе. Начиная с 1974 года, росло число учителей, имеющих высшее образование. А сегодня в нашей школе идёт постоянный процесс повышения квалификации учителей, которые все как  один имеют либо полное, либо неполное высшее образование, продолжая учиться. Директор школы Жуковская Галина Васильевна и завуч Душейко Елена Михайловна, подавая пример другим сотрудникам школы, в течении 2002 — 2003 годов получили диплом менеджеров образования СТУ. Все учителя регулярно повышают уровень  образования в основном в УСК ИПКРО города Ставрополя. Рубанович А. П. — прошла обучение по системе «Гармония», которые вели авторы учебников, приезжавшие из городов Москвы и Петербурга. После того, как при храме Покрова Пресвятой Богородицы города Невинномысска Людмила Станиславовна Сачян прошла курс «Основы православной культуры», при школе начались факультативные занятия  на данную тему. За 2000 — 2004 годы среди учащихся нашей школы появились ребята, оканчивающие школу с серебряными медалями. Это: Бабаян Анжелика – выпускница 2002 года, сегодня – студентка Невинномысского института экономики и права; Валиулина Юлия – выпускница 2001 года, ныне студентка Ставропольского политехнического института; Дячук Юлия – выпускница 2003 года, ныне студентка Московской сельскохозяйственной Академии имени Тимирязева.Год 1998 – юнармейская команда школы занимает третье место в военно-спортивной городской игре “Зарница”.  Год 1999 – хореографический ансамбль школы становится призером городского конкурса “Веселая карусель”. Учащиеся Валиулина Юлия, Гречишкина Надежда, Климова Наталья представляют город на втором форуме “Дети Кавказа за мир на Кавказе” с танцем “Вера, Надежда, Любовь”. Год 2000 — в школе начинает работать филиал музыкальной школы №2 по трём классам: фортепиано, скрипка, аккордеон.  Год 2001 — хор школы на городском конкурсе «Весёлая карусель» награждается Дипломом первой степени. Год 2002 — Диплом первой степени городского конкурса «Весёлая карусель» снова у хора нашей школы. Учитель химии Широких Татьяна Вячеславовна занимает второе место в городском конкурсе «Учитель года». В школе появляется свой гимн. И в 2002 году первый класс школы начинает учиться по программе «Гармония».В 2001 году школа получила Гранд II степени и денежную премию за программу детского объединения «Казачонок Кавказа» в краевом смотре — конкурсе программ детских объединений. Сегодня коллектив учителей нашей школы работает над новой программой для учащихся начальной школы “Цветик — семицветик”. В марте 2002 года проходил конкурс ученических научных работ при Малой Академии Наук (МАН). От нашей школы были представлены три работы: две — от девятого класса (Зелко Валерия  — по физике; Червякова Георгия – по английскому языку) и одна работа – от восьмого класса (Пшеничного Алексея – по биологии). Эти учащиеся стали бронзовыми призерами, заняв третьи места в крае. В 2003/2004 учебном году призерами городских предметных олимпиад стали шесть наших ребят: ученики  Климаков Александр (11 класс) и Евсюков Максим (10 класс) стали победителями Олимпиады для школьников по физической культуре, заняв, соответственно, первое и второе места. Призерами, занявшими третьи места, стали: Перевышина Татьяна (10 класс) – по биологии, Пушкарева Надежда (10 класс) – по географии, Сухова Дарья (9 класс) – по биологии и Лейкинд Евгения (9 класс) – по немецкому языку  В марте 2003 года в международном математическом конкурсе «Кенгуру» учащиеся шестого класса Жуковская Елена заняла II место. Учащийся 11 класса Климаков Александр в краевой Олимпиаде школьников по физическому воспитанию стал лидером, заняв I место.